«Учеба в Швеции стала возможна благодаря гранту»

 

Елена Мухина – одна из первых стипендиаток программы «Глобальное образование», запущенной у нас в прошлом году и предполагающей финансирование обучения российских студентов в магистратурах и аспирантурах лучших зарубежных университетов. Деньги выделяет государство, первоначально максимальный размер гранта составлял 1,38 млн руб., этим летом он был увеличен вдвое (подробности – по ссылке). Елена учится по программе PhD в Королевском технологическом институте, Швеция. Программа длится 4 года и предполагает защиту докторской диссертации.

 

О программе «Глобальное образование» я узнала на последнем курсе университета. Я всегда хотела продолжить образование за рубежом, но не могла себе этого позволить, и вот появляется шанс!

Я училась в университете нефти и газа (РГУНГ) и меня интересовала тема безопасных технологий нефтегазодобычи и использования альтернативных источников энергии. Я нашла такую программу в Швеции, стране, известной бережным отношением к экологии. Это была программа PhD по специальности «Технологии энергетики» Королевского технологического института (KTH) в Стокгольме.

Поступление в аспирантуру отличается от поступления, например, в магистратуру. Большую роль играют уже имеющиеся заслуги (предыдущее образование, оценки, публикации) и рекомендации. Главное – иметь ясные цели и четкий план будущей диссертации и продемонстрировать это при поступлении и поиске научного руководителя. Естественно, как и везде, бюрократический аспект, растягивающий процесс поступления, присутствует. В том числе и с визой. Но эти моменты в итоге не оказываются препятствием, если точно соблюдать инструкции.

К началу приема заявок на программу «Глобальное образование» я уже год училась в KTH. Думаю, это тоже повлияло на решение в мою пользу. Мне дали грант, который покрыл полную стоимость обучения (4 года до защиты докторской степени) и частично сопутствующие расходы. По правилам программы, каждый кандидат должен составить смету расходов и приложить к заявке. Но сложно точно рассчитать, во сколько обойдутся, например, перелет и проживание. А конференции, посещение которых и представление своих научных результатов входят в обязательную программу обучения аспиранта, приходится оплачивать самостоятельно. Но в любом случае грант – это весомая денежная помощь, позволяющая сосредоточиться именно на обучении, забыв о нехватке средств. По моему мнению, именно простому студенту этот грант может помочь осуществить свои заветные цели и поступить в тот университет, где лучше всего учат по выбранному предмету.

 

Когда я ехала в Швецию, я не знала об институте практически ничего, кроме того, что вычитала на сайте. Но реальность даже превзошла мои ожидания: большой и удобный кампус, все понятно и просто организовано, все вопросы решаются быстро и оперативно с помощью специальной электронной системы, доступ к которой получаешь при поступлении. Этот номер является также пропуском во многие шведские студенческие организации.

Подход к обучению принципиально отличается от российского, и, пожалуй, самая заметная разница - в отношениях преподавателя и студента. Это отношения не учителя и ученика, а коллег. Каждый преподаватель строит свой курс так, как он считает нужным, на занятиях больше дискуссий и контакта со студентами. Это колоссально упрощает восприятие информации, поскольку активно задействуется не только память, но и ассоциативное и логическое мышление.

Но главным отличием является сама идея обучения. За рубежом университетское образование – это осознанный выбор взрослого человека, который несет ответственность за себя. В России же это некий обязательный пункт периода взросления. Российским студентам, за некоторым исключением, свойственен инфантилизм и отсутствие понимания ценности и серьезности обучения.

После защиты диссертации я планирую заниматься наукой в стенах своего университета, где и работала до поступления в аспирантуру KTH. В этом смысле мне повезло: мои карьерные планы не вступили в противоречие с условиями «Глобального образования». Однако некоторые мои знакомые отказались от участия в программе именно из-за этого пункта, и в частности, из-за отсутствия интересующих их компаний в списке работодателей.