«Благодаря моей школе я знаю, как поступить в Кембридж»

 

Глеб Яшков, 18 лет, учиться в выпускном классе британской частной школы Ashford School (графство Кент) по программе A-level и собирается поступать на медицинский факультет. В Англии и в этой школе он уже четвертый год и уже давно чувствует себя там как дома, и говорит на английском как на родном. Хотя поначалу было нелегко приспособиться к новым порядкам, строгой дисциплине, пресной еде и необходимости все время говорить по-английски.

 

 

- Как и когда возникла идея поехать учиться в Англию? По каким критериям выбиралась школа?

- Идея поехать учиться в Англию возникла за год до того, как я там оказался. Это была инициатива моей мамы, которая считала, что там я получу более качественное и востребованное образование. В то время я уже интересовался медициной, и Великобритания показалась нам более перспективной в этом плане, хотя мы и не были детально знакомы с английской системой образования. Мы подали заявки в несколько школ, ориентируясь, конечно, на лучшие, но поскольку я поступал после 8 класса российской школы на первый год GCSE (10 класс в английской системе), когда уже начинается подготовка к экзаменам за среднюю школу и нет времени на раскачку, немногие школы откликнулись. Тем не менее в конце учебного года я сдал вступительные экзамены в те несколько школ, что предложили мне место, и стал решать, на каком учебном заведении остановиться.

Мы выбрали Ashford School, поскольку она занимала высокие места в рейтинге и, кроме того, очень понравилась сама по себе, когда мы туда приехали на день открытых дверей.

- Что потребовалось для поступления? Что было самым сложным?

- Для меня самым сложным был английский язык. Я учился в математической школе, и английскому у нас уделялось мало внимания. Поэтому пришлось достаточно интенсивно заниматься с преподавателем, чтобы и разговорную речь подтянуть, и грамматику выстроить, но главное – освоить терминологию по наукам (химии, биологии, физике). Знания самих предметов было достаточно: я считаю, что программа российских школ более интенсивная и продвинутая в каких-то областях, поэтому, приезжая в Великобританию, зачастую повторяешь пройденное у нас.

- То есть вам не пришлось преодолевать разрыв в учебных программах российской и британской школы?

- Я не заметил никакого разрыва, сразу попал на свой уровень, и на уроках не испытывал никакого дискомфорта по поводу того, что я чего-то не знаю, что-то не проходил. Очень помогало и то, что много лабораторных работ, практических занятий, то есть все наглядно и понятно.

Единственный предмет, который вызвал у меня недоумение, это технологии и дизайн, аналог нашего труда. В моей российской школе мы уже благополучно забыли про этом предмет, и я оказался не готов к обилию незнакомой терминологии.

Некоторую сложность вызвала и история, но только потому что она в основном сфокусирована на Великобритании – в незнакомых мне подробностях и деталях.

- Что показалось необычным на новом месте, к чему было тяжело приспособиться? Как складывались отношения с одноклассниками и учителями?

- Меня удивило распределение учеников по уровням знаний (сетам), я к этому не был готов. Нам сказали, что по результатам первых контрольных работ нас могут перевести в другие группы. То есть у вас нет одного определенного класса, в котором вы учитесь с момента поступления до окончания школы, как у нас, вы перемещаетесь из группы в группу в зависимости от степени освоения предмета. Чем выше уровень знаний, тем более продвинутый класс (по-английски – сет). Мне это очень понравилось, действительно помогает успешно учиться.

Конечно, поначалу было нелегко адаптироваться в новой среде, осознать, что ты далеко от дома, среди незнакомых людей, говорящих на другом языке. Но выбора нет, начинаешь знакомиться с соседями по общежитию, с одноклассниками и постепенно преодолеваешь неловкость первых дней – и в языке, и в восприятии окружающей действительности. Непросто было и привыкнуть и к режиму дня, когда все расписано по часам. Хотя я уже в течение первой недели перезнакомился со всеми, только где-то через два месяца я почувствовал себя в своей тарелке.

В общем, когда я приехал в Англию, то испытал смешанные чувства: с одной стороны, мне очень понравилось, что я оказался в международной среде, в окружении людей разных культур со своим особым менталитетом, с другой – смутил жесткий контроль и очень разочаровала еда, по-моему, пресная и невкусная.

- Если сравнить расписание в российской и британской школах и процесс обучения в целом, какие присутствуют отличия?

- Само расписание от российского отличается не сильно, разве что большой перерыв на обед. Отличия начинаются в старших классах на программе A-level, когда в расписании появляются свободные уроки для самостоятельной подготовки. Кроме того, уроки объединяются в пары. И их значительно меньше, поскольку вы выбирает 4 профильных предмета. Учимся, как правило, с девяти до четырех.

Что отличается кардинально, так это процесс обучения. Нет зубрежки, урок проходит в диалоге с учителем, и это помогает лучше понять материал. В английской школе нет такой дистанции между учителем и учеником, учитель вам друг, и это здорово. Естественные науки преподаются в более прикладном виде, например, на химии нам объясняют, как используется тот или иной химикат, и это знание можно применить в повседневной жизни, «расшифровав» в магазине состав определенного товара.

- Как в английской школе готовят к выпускным экзаменам, существует ли "натаскивание" по предметам?

- Я планирую поступать на медицинский факультет, поэтому я выбрал химию, биологию, физику и математику. И уже присматриваюсь к университетам и к тому, что каждый из них требует для поступления. В моем случае процесс поступления отличается от стандартного, и при подготовке мне приходится это учитывать: помимо хороших оценок за выпускные экзамены A-level, требуется пройти вступительное собеседование, а в лучших университетах, например Кембридже, еще и вступительный экзамен. Желательна также практика в больнице или каком-то медицинском учреждении. Ко всему прочему, количество мест для иностранцев на медицинских факультетах ограничено – не более 15% от общего числа. Так что мне надо будет очень постараться, чтобы поступить в топ-университет на эту специальность.

Подготовка к экзаменам в старших классах так или иначе идет с первого дня учебы. Сначала учителя стараются как можно более доступно и понятно объяснить предмет, а потом, где-то с середины года, начинается проработка сложных тем, пробная сдача экзаменов прошлых лет, знакомство со спецификой экзаменов. Например, для меня было необычным, что экзамены оцениваются по проверочным листам, куда вписаны ответы. Если ваш ответ правильный, но написан другими словами или не по той схеме, то его могут не засчитать или снизить балл. То есть важно не просто подготовиться по предмету, но еще и изучить схему ответов на вопросы и использовать определенную терминологию.

Но все в комплексе – занятия на уроках и после них, самостоятельная работа, изучение проверочных листов – срабатывает, и при должном старании не так уж и трудно набрать 100% баллов на экзамене.

- Как именно школа помогает подготовиться и поступить в университет?

- К нам регулярно приезжают представители университетов и устраивают презентации. Но гораздо важнее, что сами учителя, закончившие тот или иной университет, в том числе Кембридж и Оксфорд, могут о них рассказать такие подробности, которые не узнаешь ни на сайтах, ни во время презентаций. С любым учителем всегда можно договориться об индивидуальной встрече.

К тому же, у нас проходят лекции по выбору профессии и университета, нас информируют о подготовке документов и системе зачисления, но еще и рассказывают о разных нюансах, например, что ценит тот или иной университет, за что, поступая в него, можно получить дополнительные очки (скажем, за игру на определенном музыкальном инструменте или успехи в определенном виде спорта). Плюс нам делают информационную рассылку, в которой могут быть, к примеру, последние рейтинги с объяснением, почему тот или иной университет занял такое-то место, чем он славится, какие специальности в нем преподаются лучше других, какие знаменитые профессора работают и т.д.

- Каковы условия проживания в школе-пансионе? Что делаете в свободное время, если оно есть?

- Ученики программы GCSE проживают по три человека в комнате, по одному живут только старшеклассники. То, что я жил не один, мне очень помогло: я преодолел барьер и начал общаться, хотя сначала выдавить из себя английские фразы было нелегко. Я до сих пор дружу со своими соседями-китайцами, хотя уже почти год живу в другой комнате вдвоем с казахом. В нашей школе такая традиция, что пансионеров раз в триместр переселяют из комнаты в комнату, чтобы все перезнакомились между собой. Комнаты разные по комфорту и вместимости, излишеств нет, но все необходимое присутствует.

У нас два выходных дня, и я стараюсь хотя бы один из них полностью посвятить отдыху. Свободного времени не так много, все-таки мы уже готовимся к выпускным экзаменам, но все равно его больше, чем в России, поскольку меньше домашней работы. В целом, каждый день с шести до девяти вечера я более-менее свободен. Хожу на фехтование и занимаюсь в шахматном клубе.

- Как вы считаете, правильный ли выбор вы сделали, поступив в британскую школу? И что бы вы могли порекомендовать тем, кто рассматривает перспективу обучения за рубежом?

- Я рад, что оказался в Англии, что познакомился с совершенно разными людьми из разных стран, что заговорил на английском как на родном – этого бы точно не произошло в России. Я не боюсь общаться и заводить новые контакты, мой взгляд на мир поменялся, я стал более открытым и лояльным, это тоже заслуга английской школы.

Тем, кто собирается учиться за рубежом, я бы посоветовал больше заниматься английским, смотреть фильмы на языке. И главное, если есть такая возможность, не отказывайтесь от нее – перед вами откроется целый новый мир.

 

Благодарим образовательную компанию "Альбион" за помощь в подготовке материала