Трансформация по-гарвардски

Первое, что обещают любому студенту, попавшему в Harvard Business School, – это некая загадочная «трансформация». В голове новичка сразу же возникают вопросы: в кого же я, собственно говоря, превращусь? кем стану после окончания учебы: консультантом, предпринимателем, искусным манипулятором международной продовольственной сети? О том, что же в самом деле происходит с человеком в бизнес-школе Гарварда, рассказывает его выпускник Филипп Делвз-Броутон. До поступления в Гарвард Филипп был главой парижского бюро газеты The Daily Telegraph, после - он прославился как автор книг об американских МВА, продолжая писать для разных изданий. Журналистский опыт позволил Филиппу взглянуть на учебу в бизнес-школе немного отстранено и с юмором, и, возможно, именно такой взгляд поможет кому-то лучше понять, что такое МВА в лучшей бизнес-школе мира (по версии рейтинга FT 2013).

 

На полпути к окончанию двухгодичного курса потихоньку начинает вырисовываться жизнь после МВА. Стоит ли ухватиться за возможность уехать в Китай и работать там? Или, может, остаться дома, несмотря ни на что? По-прежнему ли беспокоиться о долгах за учебу, которые висят надо мной, словно дамоклов меч, или последовать распространенному гарвардскому совету и считать их неизбежными потерями?

В это же время начинается гонка за работой на летний период. Подстегиваемые центрами занятости, студенты раскрывают свои большущие записные книжки и составляют список тех, кто мог дать им работу, учитывая абсолютно всех – однокурсников, друзей, приятелей, знакомых выпускников бизнес-школ, родственников, друзей друзей, бывших коллег и начальников, знакомых по спортклубу и по утреннему выгулу собаки…

Некоторые из особо страждущих попасть на Уолл-Стрит отправляют ни много ни мало 30 резюме, получив в итоге 30 собеседований в одну неделю. Не удивительно, что весь процесс превращается в хаос, не прекращающийся ни на минуту. А чего вы хотели, если почти 2 тыс. студентов одновременно, не выходя из студенческого городка, судорожно ищут место для летней практики?

Лично мне пришлось пройти два собеседования в инвестиционных компаниях. В обоих случаях постановка диагноза о моей профпригодности (точнее сказать, о ее отсутствии) заняла не более 2 минут. Помню момент, когда меня спросили, почему изменились биржевые цены. Я почувствовал, что мое сознание плавно покинуло тело и взлетело куда-то под потолок. Несмотря на все попытки, оно наотрез отказывалось вернуться обратно, и я увидел всю картину со стороны: двое опрятных мужчин в белых рубашках внимательно смотрели на то, как моя рука поднялась вверх, потом опустилась и сделала странное круговое движение, якобы показывая всю суть изменений на бирже. Одним словом, моя судьба была решена. Ну что ж, и вам «до свиданья»…

Но я не особо расстроился. Если посмотреть на это дело с другой стороны, то я вообще никогда не попал бы на это собеседование. Я никогда бы не стал собирать информацию об инвестиционном менеджменте и не встретил бы тамошних специалистов. Только после неудачного собеседования я четко осознал, что это не для меня, и с чистой совестью убрал инвестиционный менеджмент из списка путей развития своей карьеры.

Для многих студентов бизнес-школа становится не столько образовательным процессом, сколько способом «отредактировать» жизнь. Судите сами: вам дают время, чтобы понять, в какой сфере вы сможете полностью реализовать себя. Вы встречаетесь с десятками представителей из самых разнообразных сфер и каждый раз решаете для себя, хотите ли вы остаться в этой области, или побыстрее закончить неудачное знакомство. За предыдущий год я неоднократно испытывал и то, и другое.

Нельзя не упомянуть о тех людях, которые читали лекции в школе, - это были по-настоящему успешные бизнесмены и интересные собеседники: генеральный директор Yahoo! Терри Семел рассказал о своих методах приобретения новых компаний; Дэвид Рубенстайн, основатель Carlyle Group, дал ценные советы, как можно успешно совмещать работу в государственном и частном секторах; основатель Perry Capital Ричард Перри, раскрыл тайны фондовых операций; Ларри Пейдж из Google, рассказал о том, как поисковые и переводческие технологии воздействуют на нашу жизнь.

Более того, к нам приходили те, кого я никоим образом не ожидал увидеть, особенно это касалось влиятельных представителей мира шоу-бизнеса и СМИ: Джефф Цукер из NBC Universal Television; Джо Рот из Revolution Studios; президент Universal Studios Брэд Грей. Мне довелось услышать и одного из моих героев, мексиканского журналиста Алехандро Хунко дела Вега, возглавляющего профессиональную ассоциацию журналистов Grupo Reforma, члены которой объявили коррумпированным политикам настоящую войну, как на бумаге, так и в залах суда.

Стоит признать, что опыт, получаемый в бизнес-школе, нельзя назвать исключительно «деловым». Да, здесь дают все касательно финансов и бухгалтерского учета, теории игры, стратегического планирования и баланса выплат по макроэкономике. Но помимо этого, здесь есть все возможности, чтобы понять, как применить эти знания и навыки на практике, в реальной жизни.

Добавьте к этому еще и потенциальный запас энергии, который активизируется у студентов тогда, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Незадолго до Рождества моему однокурснику Ави Кремеру поставили страшный диагноз - прогрессирующее нейромускульное заболевание ALS (болезнь Лу Герига). Ави написал в студенческую газету статью о том, как болезнь поменяла его жизненные планы: он уже не стремится, как прежде, создать компанию Fortune-500, а хочет хотя бы дожить до свадьбы со своей невестой.

Одноклассники Кремера незамедлительно откликнулись на негласный призыв о помощи и путем различных аукционов, продаж и других мероприятий собрали к концу учебного года более 100 тысяч долларов, которые пойдут на исследования этого заболевания и его лечение. А Ави продолжил учебу. «Наша задача – воспитать лидеров, которые смогут изменить мир, – сказал тогда президент класса, в котором учился Кремер, Нейт Боаз, приводя отрывок из устава школы HBS. – Ави показал нам пример того, как надо стремиться к поставленной цели, вопреки всему».

И все же некоторые не «доживают» до конца учебы. Их тяготит этот вынужденный отпуск, которым стала МВА, им не терпится побыстрее вернуться в офис и продолжить карьерную гонку. К счастью, со мной дело обстояло совсем не так. Проработав 10 лет журналистом, я был чертовски рад, что у меня появилась возможность немного передохнуть и сменить род деятельности. Благодаря учебе я стал намного больше времени проводить с семьей. Может, у меня не произойдет никаких особых «трансформаций» в карьере и бизнесе, но мне все равно нравится.

Те дисциплины, которые раньше вызывали у меня лишь презрительное «фи», стали по-настоящему мне интересны. Кто мог ожидать этого от товарных цепочек или потока средств для начинающих компаний? Говоря о практических результатах моей учебы, я с одним из своих одноклассников разработал план компании Maby Media, деятельность которой заключается в изготовлении и распространении аудиоинформации в режиме онлайн. Этот процесс мы назвали podcasting и попытались выбрать оптимальные пути развития этого бизнеса. Мы придумали бизнес-план, поговорили с потенциальными инвесторами, изучили рынок, протестировали технологии и понесли минимальные расходы.

Не могу описать, насколько интересным оказался переход от печатных СМИ, газет к цифровой мультимедии, где каждый только и делает, что экспериментирует с параметрами и бизнес-моделями, подвергает сомнению все - от способов доставки информации до самой сути СМИ и сферы развлечений.

Цифровой мир оказался настоящим водоворотом, засасывающим любого, кто пожелает сблизиться с ним. Положа руку на сердце, я спросил себя: «Если бы я не пошел учиться в HBS, занялся ли бы когда-нибудь подобным?» Думаю, что нет.

Гарвард отличается тем, что здесь царит этакая «зона нулевого риска». Если у вас появился вопрос, вы всегда сможете найти человека, который знает на него ответ. Шанс «пролететь» практически равняется нулю, подтверждением чему послужил недавний конкурс на лучший бизнес-план, проведенный в школе. Конкурс выиграла девушка, составившая план компании Uplift по изготовлению бюстгалтеров для полногрудых женщин.

На создание этого плана девушку вдохновили собственные трудности при подборе подходящего лифчика. Тем самым она нарушила первое правило маркетинга: никогда не ставьте себя на место клиента. Как бы там ни было, предприимчивая студентка выиграла 10 тысяч долларов наличными плюс набор юридических и бухгалтерских услуг на такую же сумму.

Но пока ты в школе, все это только теория – мы «играем» в бизнес, пусть и готовя совершенно реальные и готовые к воплощению проекты. До настоящей бизнес-практики надо еще дожить и доучиться.