Мало поступить, надо еще учиться

текст: Ангелина Таранчук

Представим, что наконец вы прошли все подготовительные этапы — от поиска места учебы, сбора всех документов, сдачи экзаменов до зачисления в зарубежный вуз. Казалось бы, можно расслабиться. Но не тут-то было: оказывается, здесь учатся и учат совсем по-другому. И к этой непривычной системе обучения надо еще адаптироваться, желательно не заработав при этом нервного срыва и переутомления.

 

Азы и буки

Различные зарубежные университеты и колледжи пользуются разными методами обучения. В одних упор делается на занятия в небольших группах и тьюториалы (занятия преподавателя с двумя-тремя студентами), в других больше внимания уделяется исследовательским и практическим занятиям. Но в любом случае инициативность и способность к самостоятельной работе ценится больше, чем посещаемость и зубрежка. К тому же целый ряд академических навыков на Западе прививается еще в школе; нашим же студентам приходится овладевать ими по ходу дела.

Самый простой пример: умение делать доклад или презентацию. Вы должны подготовить небольшую речь, логически безупречную, убедительную и непременно содержащую собственную точку зрения. Да еще произнести ее по всем правилам ораторского искусства: «с выражением», с риторическими фигурами, с подобающими жестами. А если не сумеете убедить аудиторию в своей правоте — будьте готовы к возражениям и вопросам. Во многих западных школах учат риторике и сценическому искусству — предметам, помогающим сформировать навык публичных выступлений. А российским студентам, к тому же говорящим на неродном языке, придется поначалу непросто.

То же самое касается письма. Письменные работы студентам задают постоянно, и самая распространенная их форма — это эссе из определенного количества слов, где нужно изложить свои соображения на ту или иную тему, обосновать собственное мнение или изложить известные вам факты. Такое задание можно получить по любому предмету, и то, что вы математик или химик, не извиняет дурной грамматики и стиля. В зарубежных школах написанию эссе уделяют огромное внимание, а вот мы привыкли, что сочинения бывают только по литературе, причем, как правило, безразмерные (чем длиннее, тем лучше). Наряду с эссе студенты пишут исследовательские работы — курсовые, семестровые, дипломные. Здесь свои тонкости — как излагать результаты собственных изысканий, как их обосновывать, как писать введение и делать выводы, как придавать работе междисциплинарный характер. И если студенту-биологу предлагают тему «Шекспир и ботаника» (это не выдумка), он неизбежно встанет в тупик, если не владеет навыками академического письма.

Гуманитариям, напротив, может показаться странной необходимость читать и составлять графики и диаграммы, вычислять проценты и решать пропорции — словом, пользоваться численными методами обработки информации. А для западного студента любого профиля это так же естественно, как знать азбуку.

Чтение дополнительной литературы– еще одна «головная боль». Задавать могут до 500 страниц в неделю по одному предмету. Прочесть все, не пропустив ни страницы, порой физически невозможно. Значит, нужно уметь быстро отделять ключевые моменты от второстепенных, то есть академическое чтение — тоже особый навык, которому не мешает научиться.

Профессор, вы сошли с ума?

Студентам задают на дом много, особенно на младших курсах. Бедолаги-«фрешмены» нередко жалуются, что им не хватает времени даже на сон. Чтобы не заработать переутомления и упадка сил, необходимо уметь планировать свое время. Это умение, впрочем, как и все остальные, полезно не только для учебы, но и для работы, и для жизни как таковой, и чтобы впоследствии не пришлось выбрасывать деньги на тренинги по управлению временем, стоит овладеть им уже в студенческие годы

Но вернемся к домашним заданиям. Основное различие в том, что у нас обычно дают задания на закрепление пройденного материала, в зарубежных же вузах это как бы продолжение аудиторной работы, но уже самостоятельное: студент читает, исследует, открывает для себя новое без подсказки преподавателя.

Конечно, если вам что-то непонятно, вы можете задать любой вопрос — это не возбраняется. У преподавателей в расписании, как правило, предусмотрены специальные часы, отведенные на консультации: пожалуйста, приходите, спрашивайте. Только будьте готовы к тому, что профессор начнет сам задавать вопросы и доведет вас до того, что ваша проблема покажется вам простой как пряник. Западный преподаватель избегает давать готовые ответы, чтобы студент привыкал думать головой.

Работа в группах — одна из самых распространенных форм занятий в зарубежных вузах. Это может быть дискуссионная, проектная или проблемная группа: смысл в том, чтобы студенты привыкали работать в команде, распределять обязанности, поддерживать друг друга. В процессе такой деятельности выявляются интеллектуальные и организационные лидеры, каждый студент осознает, на какую роль в общем деле он лучше всего годится.

А что творится у них на лекциях! Начнем с того, что профессор может вдруг прервать спокойно журчащий рассказ и спросить: «Кто со мной не согласен? Попробуйте обосновать противоположную точку зрения». После чего вы сами не замечаете, как втянулись в горячую дискуссию, — это на лекции-то, когда все порядочные российские студенты конспектируют, спят или играют в «морской бой». Или представьте себе такую ситуацию: курс экономики у вас читает специалист, известный консервативными взглядами, которые он изложил в своем учебнике. Но в качестве учебного пособия он предлагает не собственный труд, а совсем другой, написанный профессором-марксистом! Это делается для того, чтобы развивать у студентов критическое мышление и отучить их от слепой веры в авторитеты. К этому непросто привыкнуть, если до этого от тебя требовалось нечто диаметрально противоположное.

Не так страшен Гарвард, как его малюют

Вышеописанная система обучения придумана вовсе не для того, чтобы замучить насмерть студента. Практичные западники давно поняли: эффективная работа по окончании вуза определяется вовсе не знанием того, в каком году родился Кант (это можно посмотреть в энциклопедии), а умением самостоятельно мыслить, обрабатывать информацию, ладить с людьми и, что немаловажно, производить хорошее впечатление. Приобрести эти умения труднее, чем знания, поэтому учить им начинают еще в школе. С другой стороны, в вузах понимают, что есть страны, где обучение основывается на других принципах (у которых другие достоинства). Поэтому специально для абитуриентов-иностранцев созданы подготовительные отделения при вузах, специальные подготовительные колледжи и ряд курсов, например «Язык для академических целей». Они имеют несколько разное назначение: подготовительные отделения и колледжи существуют для тех, чей уровень образования не вполне соответствует требованиям к поступающим. В частности, для российских абитуриентов, которые учатся в школе одиннадцать лет, а не двенадцать или тринадцать, как в других странах. Основное внимание там уделяется предметам, которые вы собираетесь изучать в вузе как профилирующие, и, разумеется, языку, на котором будут проходить занятия. «Язык для академических целей» — курс, посвященный исключительно изучению языка. Но и в том и в другом случае учебные навыки, о которых шла речь выше, составляют существенную часть программы — им учат целенаправленно. Окончив такой курс, вы можете смело приходить в аудиторию самого Гарварда, садиться за первую парту и, как рекомендует одно из американских руководств для студентов «смотреть в глаза профессору. Внимание (даже притворное) будет ему приятно. К тому же вполне возможно, что, следя за его жестами и выражением лица, вы лучше усвоите материал».