«Университет на коленке»: pro и contra

Будущее массовых открытых онлайн-курсов (МООС) обсудили на фестивале «Битва идей», прошедшем 19-20 октября в Британии. МООС была посвящена конференция под названием «Университет в ноутбуке? Будущее высшего образования». Ее участники попытались ответить на вопрос, что это – открытие новых академических горизонтов или шанс избавиться от бесполезных ученых?

Тоби Маршалл, менеджер программ Колледжа высшего и дальнейшего образования в Хейверинге, задался вопросом: являются ли МООС «угрозой, возможностью, орудием» или даже «зеркалом души отчаявшегося профессора».

По мнению Мэтта Уолтона, главы FutureLearn – первой британской учебной платформы МООС, принадлежащей Открытому университету, эти курсы «хороши, чтобы овладеть новыми умениями помимо основной работы»; кроме того, в какой-то мере МООС могут «пробудить угасшую любовь к учебе».

Диана Лорияр, преподаватель цифровых технологий из Института образования, отметила, что хотя МООС ознаменовали собой желанное возвращение «говорящих голов», студентам, помимо лекций, требуется руководство и воспитание. MOOC, по ее мнению, могут послужить «ответом 21 века публичным библиотекам 20 века», но сами по себе не являются образованием. Также, заявила она, лишь небольшое число людей, прошедших МООС, «профессионалы, уже имеющие несколько степеней».

На Денниса Хейса, профессора педагогики Университета Дарби, не произвели никакого впечатления утверждения, будто «айфоны сделали университеты излишними». Он даже процитировал некоего проректора, полагающего, что «теперь мы можем избавиться от ненужных ученых и слушать… Гарвард». Однако это заблуждение, считает Хейс: «Доступ к информации не просто смешивается со знанием и пониманием, но и выдается за их достойную замену». Что до настоящего образования, оно основывается в первую очередь на тесном общении с «интеллектуальными авторитетами». Очевидно, что Великобритания остается убежденным сторонником традиционного образования, впрочем, следование традициям - одна из особенностей англичан. Но это не мешает им обсуждать МООС, ведь это, без преувеличения, самую популярная тема в международном образовании. О том, что из себя представляют эти самые массовые открытые онлайн-курсы и имеют ли они отношение к полноценному образованию, которое грозятся заменить, читайте главную тему этого месяца.

Источник - Times Higher Education