Университеты будущего: бесплатно и сидя дома

Текст: Ольга Бараш

Зарубежные университеты переживают настоящий бум МООС (massive online open courses), проще говоря, бесплатного онлайн-обучения взамен или в дополнении к традиционному. Причем такие курсы предлагают самые известные и престижные вузы, попасть в которые мечтают многие, - Гарвард, Стэнфорд, Чикагский университет и др. Зачем им это надо, что это дает студентам и может ли онлайн-образование заменить привычную систему, сформированную и проверенную веками?

 

Самые прогрессивные

Последние пара месяцев, то есть фактически начало нового учебного года, стали особенно урожайными на массовые открытые онлайн-курсы (как буквально переводится MOOC) от самых престижных бизнес-школ США. Сначала об открытии таких курсов объявила школа Уортон (Пенсильванский университет), потом Стэнфорд, за ним подтянулся и Гарвард, на очереди Беркли... Сами бизнес-школы говорят, что таким образом хотят привлечь новых слушателей, хотя, казалось бы, разве они страдают от недостатка студентов? Логичнее предположить, что они хотят идти в ногу со временем и расширять образовательные возможности: не услышал чего-то на лекции или не смог посетить семинар, зашел в интернет и нашел это в онлайн-программах.

Но в реальности оказывается, что МООС рассчитаны как раз на тех, кто не попал по каким-то причинам в школу, например, потому что не может себе это позволить. Так, чтобы получить степень МВА в бизнес-школе Уортон, необходимо оставить работу на два года, переехать в Филадельфию и потратить около $200 тыс. на обучение и другие расходы. Теперь же, с появлением трех новых курсов на учебной онлайн-платформе Coursera, существенную часть учебного материала можно получить бесплатно.

Вы, конечно, не приобретете полноценного опыта жизни в кампусе, не пройдете стажировку, не сможете воспользоваться службой занятости и не попадете в сеть выпускников. Зато новые курсы по финансовому бухучету, маркетингу и корпоративным финансам дублируют многое из того, что вы бы выучили в элитной бизнес-школе в течение первого курса, говорит Дон Хьюсмен, исполнительный директор инновационной группы в Уортоне.

Четвертый курс – по операционному менеджменту – который предлагается с сентября этого года, замыкает «установочную серию». Кроме того, преподается пять курсов по выбору, в том числе по менеджменту в спорте и здравоохранению. Таким образом онлайн-программа позволяет освоить многое из того, что изучают студенты-очники программ МВА Уортона, причем учить вас будут те же преподаватели.

«Мы были первыми из бизнес-школ, кто организовала подобный комплекс МООС, - говорит Д.Хьюсмен об установочной серии. – Мы включаем в него наши основные обязательные курсы программы МВА - с теми же преподавателями, чтобы обеспечить идентичность содержания занятий».

Все четыре курса установочной серии длятся от 6 до 10 недель; первый из них – по финансовому бухучету – стартовал 16 сентября. Каждый курс представляет собой сочетание записанных заранее лекций и интерактивных моментов, таких как панельные дискуссии, позволяющие студентам задавать вопросы и получать ответы от профессора или ассистента.

По словам Хьюсмена, МООС вовсе не являются «разбавленными» версиями очных курсов. На самом деле некоторые преподаватели используют материалы МООС на своих очных занятиях: дают студентам задание просмотреть видеоуроки заранее, чтобы в аудиторное было время их обсудить – такая практика вошла в обиход под названием «перевернутое занятие».

Студенты всех четырех курсов имеют право получить заверенный электронный сертификат о выполнении всех требований программы. Стоимость такого сертификата $49. Однако бизнес-школа не планирует засчитывать сертификат как свидетельство о пройденных курсах, если его обладатель впоследствии поступит в Уортон на очную программу. По мнению Дона Хьюсмена, «когда человек получает диплом в результате двухгодичного погружения в учебную среду, он приобретает совершенно другой опыт». Но выученное студентом на онлайн-курсах может дать ему возможность досрочно завершить обязательные курсы.

На МООС Уортона уже записалось около 700 тыс. студентов из 173 стран мира. Это больше чем общее число зачисленных на традиционные программы МВА и дипломные программы Уортона начиная с основания школы в 1881 году.

Делай, как я

Буквально через несколько дней после Уортона о запуске МООС объявила Стэнфордская бизнес-школа, а за ней и Гарвард. И они не единственные: подобные программы уже есть в других бизнес-школах, в том числе Буте (Чикагский университет), Россе (Мичиганский университет) и Дардене (Университет Виргинии). Правда, и здесь речь не идет о полноценной МВА, и здесь выясняется, что онлайн-курсы зачастую используются как дополнение к традиционным занятиям.

Так, первым вкладом Стэнфорда в рынок «массовых открытых онлайн-курсов» стали 8-недельные бизнес-программы по пенсионному обеспечению и пенсионной политике, которые заработали 14 октября. Разработчик курса, профессор Джошуа Раух, возьмет на себя изложение таких тем, как размер пенсионных накоплений, акции и совместные фонды, влияние публичных политических дебатов на моменты, связанные с уходом в отставку и пенсиями. Курс работает на платформе NovoEd и отличается высококачественным видеоматериалом и инструментами навигации, которые дадут студентам возможность повторять наиболее интересные для них темы.

В придачу к 45-минутным видеолекциям, разбитым на сегменты по 5-7 минут, курс включает тесты, задания и интерактивный форум, модерируемый выпускниками Стэнфордской бизнес-школы. Студенты будут объединяться в команды, чтобы выполнить финальный «кульминационный» проект, а представители команд, занявших 5 первых мест, приедут в кампус и представят проекты комиссии экспертов в январе 2014 года. При этом Стэнфорд и Гуверовский институт оплатят все дорожные расходы.

Интересно, что тот же самый курс используется тем же самым профессором Раухом и на очных занятиях, опять же как “домашняя работа” с последующим обсуждением в классе.

Гарвардская бизнес-школа планирует запустить свой курс МООС весной следующего года. Пока детали и содержание программы не разглашаются, но его разработчики обещают, что это будет новый стандарт качества в онлайн-обучении, что ничего подобного в системе МООС пока нет и не может быть. По их словам, ничего другого Гарвард, чье имя ассоциируется с высочайшим уровнем образования и исследований, предложить и не может. Новый курс будет доступен на платформе edX, и это будет своего рода продолжение тех программ Гарвардского университета, которые уже доступны онлайн.

Без документа, но с амбициями

То, что лучшие бизнес-школы США буквально охвачены «МООС-лихорадкой», еще раз показывает, что «мода» на онлайн-курсы на базе новейших учебных платформ не проходит, а, напротив, набирает обороты. Напомним: эта форма дистанционного обучения получила свое нынешнее название в 2008 году. Термин massive online open courses был изобретен двумя учеными мужами из, прямо скажем, не самых известных университетов Канады и оказался весьма удачным. Во всяком случае, именно под этим именем заочные курсы нового образца начали свое триумфальное шествие по вузам планеты. Сегодня трудно найти университет на любом континенте, который не считал бы своим долгом организовать такие программы. Обучение по ним бесплатное или почти бесплатное – слушатель платит символические суммы (порядка $50) на некоторые дополнительные функции программ (системы безопасности, например) и за сертификат об окончании курсов – если, конечно, он их окончил. Статистика показывает, что оканчивает МООС около 10% записавшихся, причем самоотсев начинается почти сразу: первое задание выполняет около половины учащихся, но уже в конце первой недели число «сознательных» резко падает. Казалось бы, в этом нет ничего удивительного: ведь сертификат об окончании MOOC не является документом об образовании, даже дополнительном. Тем не менее, когда некоторые вузы сделали попытки ввести МООС, приносящие слушателям университетские кредиты, ни них практически никто не записался.

Зато разработчики предлагают множество курсов, могущих послужить «общему развитию» слушателей. Здесь и разные аспекты бизнеса, и технические дисциплины, и дизайн, и базовая арифметика, и «тайны океанского дна», и основы писательского мастерства, и даже «лингвистические аспекты обсценной речи» (кстати, последний курс, предлагаемый Университетом Юты, стартует 20 ноября – записаться, что ли?).

Все это, конечно, прекрасно: если у человека есть время и желание заниматься самообразованием с помощью подобной программы, почему бы нет? Возникает только один вопрос (и не только у нас, но и у многих зарубежных образовательных экспертов): при чем здесь, собственно, университеты? Вузы не выигрывают от МООС ни в деньгах, ни в привлечении студентов-очников. Напротив, существуют опасения, что новый способ обучения может вообще подорвать систему традиционного образования. Тем более что уже и некоторые университетские профессора называют традиционные колледжи «динозаврами» и выступают в пользу онлайн-обучения, о чем сообщил недавно еженедельник Bloomsberg Businessweek. Правда, все эти разговоры напоминают былые споры о том, заменит ли телевидение театр, электронные книги - бумажные, а интернет - вообще любые СМИ. Все это мирно сосуществует и взаимодополняет. С образованием еще проще: ничто не заменит живого общения преподавателя со студентом и вряд ли будет изобретен другой способ осознанной передачи знаний.

Однако пока сторонники и противники МООС спорят, университеты буквально состязаются в запуске новых курсов. От Америки не отстает и Европа – курсы MOOC предлагают вузы Британии, Германии, Нидерландов и других стран (стоит, правда, заметить, что Оксфорд с Кембриджем не торопятся присоединиться к этой гонке, вот ведь, действительно, настоящий оплот традиционализма!). 2012 год был назван «годом МООС»; организуются конкурсы на лучшие программы, вопрос обсуждается в Европарламенте, комиссар ЕС по образованию Андрулла Василиу хвалит нововведение и, в частности, отмечает: «…надеюсь, это откроет путь к образованию десяткам тысяч студентов и побудит наши школы и университеты вводить более современные и гибкие методы обучения…»

Учебные платформы для МООС на основе русского языка начали создаваться и в России (среди новаторов, в частности, Высшая школа экономики). Университеты пока не спешат пользоваться нововведением, но все еще впереди. Будет чем заняться жителям отдаленных российских сел долгими зимними вечерами.