Патриша Вудхауз: «Успех любой школы – в учителях»

Британские школы-пансионы с их вековыми традициями всегда были примером для подражания и до сих пор остаются образцом школьного образования. Не только потому что они обеспечивают своим выпускникам доступ в лучшие университеты и создают залог успешного будущего, но и потому что воспитывают характер и развивают способности. Директор частной школы для девочек Malvern St. James Патриша Вудхауз (Patricia Woodhouse) в своем интервью приоткрыла некоторые тайны легендарных пансионов.

 

 

- Г-жа Вудхауз, представляя школу на вашем сайте, вы утверждаете, что Malvern St. James предлагает “самое лучшее в обучении и преподавании”, что это значит на практике?

 

- В первую очередь это означает, что мы отбираем самых лучших и квалифицированных учителей. Успех школы и ее учеников обеспечивается именно ими. Каждый предмет у нас преподается профессионалом, например, музыка – профессиональным музыкантом, химия – ученым-химиком, то есть мы берем не педагогов по специальности, а специалистов, которые способны стать педагогами и которые готовы развиваться сами.

Наши учителя проводят много времени с учениками после уроков, становясь с ними в какой-то степени друзьями, это порой стимулирует детей лучше, чем занятия в классе. Например, наш учитель географии собрал всех студентов программы A-level (последние два года обучения в школе, направленные на подготовку в университет – Прим. ред.), изучающих географию, и повез их на каникулы в Исландию. Учитель по английскому языку и литературе водит школьниц в театр. Я сама как директор школы знаю всех своих учениц, регулярно обедаю с ними, интересуюсь их радостями и бедами. Другими словами, у нас работают только те, кто готов тратить все свое время на учеников, и делает это с удовольствием.

Поскольку Malvern St. James - школа-пансион, нам также очень важно, чтобы учитель интересовался успехами своих подопечных не только в учебе, но и в обычной жизни. Нам важно, чтобы наши девочки приобретали необходимые социальные навыки, чтобы они были готовы к взрослой жизни. И это тоже забота учителей.

С другой стороны, мы избирательны по отношению к поступающим к нам ученикам: берем тех, кто проявляет неподдельный интерес к учебе, кто стремится к знаниям, кто не боится задавать вопросы, кто нацелен на успех. Можно сказать, что главная особенность нашей школы – интерактивный процесс обучения, когда обе стороны – и ученик, и учитель – заинтересованы друг в друге и результате.

 

 

- Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы программ частных британских школ в сравнении с школьными программами других стран? Где ребенок получает наилучшую подготовку?

 

- Весь мой опыт связан исключительно с британскими пансионами, поэтому я могу лишь высказать свою точку зрения относительно них.

Мне кажется, главный плюс британского частного образования – всестороннее развитие ребенка, в том числе благодаря многочисленным послеурочным занятиям – клубам, спортивным секциям, творческим лабораториям и т.д. Мы учим детей критически оценивать каждое событие, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения, искать выход из любой ситуации, и это, на мой взгляд, даже более важно, чем приобретение знаний.

Школа-пансионы не переполнены учениками (например, у нас в средней и старшей школе учится 150 человек), что позволяет уделять внимание каждому. Во многих таких школах, как я уже сказала, работают действительно талантливые и неравнодушные учителя и учатся действительно способные и любознательные студенты.

Стоит отметить, что британские частные школы очень сильно поменялись за последние годы, в том числе благодаря притоку иностранных учеников. Появилось больше возможностей, изменился стиль преподавания - он стал более интерактивным. Теперь учитель не ментор, а собеседник: урок нередко проходит в виде дискуссии, обмена мнениями, совместного поиска правильного ответа.

Ученик все больше вовлекается в реальную жизнь, мы учим на конкретных примерах, скажем, для тех, кто выбрал бизнес, устраиваем практику в местных компаниях, используем как модель реальные истории успеха.

 

 

- Назовите несколько последних тенденций в системе британского образования?

 

- Могу только еще раз повторить: школы и университеты стараются расширить возможности своих студентов и развить способности каждого. Это общая тенденция.

Еще одна тенденция последнего времени, к которой я лично отношусь негативно, это слишком пристальное внимание к рейтингам, преувеличенное значение всяческих “списков лучших”. Мое опасение состоит в том, что в погоне за результатом некоторые учебные заведения забывают о других важных вещах, например, об индивидуальных особенностях и потребностях учеников. Скажем, нашей школе Malvern St. James не приходится беспокоиться об академических показателях, мы входим в пятерку лучших школ для девочек, но мы больше гордимся тем, что у нас отличная спортивная база, огромный выбор творческих направлений и клубов по интересам. Все это позволяет девочкам раскрыть свой потенциал, по-моему, это гораздо важнее.

 

- А что вы скажете про модульную систему выбора и ограниченный набор предметов в программе A-level? Это ваш недостаток или наоборот плюс?

 

- Выбор нескольких предметов будущей специализации, которые изучаются в течение двух лет программы A-level, обусловлен дальнейшей учебой в университете. Если вы планируете там учиться, то такой выбор кажется логичным и разумным, и никак не может считаться недостатком. Другое дело, как эти предметы преподаются, чем они дополняются после уроков. Британские частные школы – это гораздо больше, чем A-level. Например, в нашей школе ученикам старших классов, в дополнении к A-level, предлагаются разнообразные курсы, которые могут оказаться полезными как в университете, так и в жизни вообще, например компьютерные технологии ICT, необходимые, кстати, для поступления в американский университет, кулинария и гастрономия, история искусств и др. Поэтому когда вы выбираете школу, я бы посоветовала обращать внимание именно на дополнительные возможности, которые обогащают стандартную программу A-level (у нас они так и называются Enrichment).

 

 

- Каковы основные требования британских университетов к качеству подготовки студентов по программам A-level и IB?

 

- В лучшие британские университеты поступить непросто. Речь идет о действительно качественном и конкурентоспособном образовании, и университеты стараются, что называется, держать марку. Недавно в Британии была представлена новая система квалификаций A-Star для абитуриентов, и это еще один способ поддержания качества образования. Но университеты также очень ценят, когда студент не только подготовлен по предметам, но и обладает необходимыми навыками, например, может выступить с презентацией, провести исследование и грамотно написать эссе. Учебный процесс в британском университете построен на самостоятельной работе студента. Воспитание самодисциплины и умение организовать свое время – это тоже важная часть подготовки студентов по программе A-level.

 

- Как вы оцениваете существующую систему приема в британские университеты - без вступительных экзаменов, централизованно через систему UCAS?

 

- Вступительная процедура в британский университет очень строгая. Это касается и оценок за выпускные экзамены A-level, и сроков подачи документов через систему UCAS. И тут важно сделать все правильно, прежде всего подать себя в выгодном свете, заинтересовать университет собственной персоной. Поэтому особое значение, особенно в условиях, когда число получивших отличные оценки по A-level постоянно увеличивается, приобретают так называемые personal statements – мотивационные письма, рассказ о себе. Плюс рекомендация из школы, плюс те самые дополнительные квалификации, полученные в школе, о которых мы говорили выше. Все это очки в вашу пользу. К тому же, в последнее время университеты все чаще стали проводить вступительные интервью. И я считаю, что это правильно.

 

 

- Будет ли расти число университетов, устанавливающих собственные условия приема абитуриентов, в частности вступительные экзамены, как например, это делают Оксфорд и Кембридж?

 

- Скорее всего, да. Первый шаг в этом направлении – вступительные собеседования. Кроме того, по отдельным предметам, например музыке, искусству, медицине и сейчас уже действуют особые условия приема – прослушивание для первых, портфолио и творческий конкурс для вторых, многочасовое собеседование для последних. Важно, чтоб мы вовремя узнавали об этих изменениях и были в состоянии подготовить своих учеников к ним. К счастью, у нас очень тесные связи с топ-университетами и особенно их приемными комиссиями, мы возим туда наших учеников, чтобы они могли сами познакомиться с учебными заведениями и выбрать себе место для продолжения образования.

 

- Известно, что одно из отличий британских школ от российских – совершенно иной подход к преподаванию естественнонаучных дисциплин (science) и математики. А что с гуманитарными предметами?

 

- Могу сказать, что история - один из самых популярных предметов в Соединенном Королевстве, предполагающий большой объем чтения, письма и обсуждений. И один из самых сложных для иностранцев, поскольку требуется очень высокий уровень английского языка. Но, несмотря на это, некоторые наши ученицы из России берутся за этот предмет, так же как, например, за литературу, классические языки, и добиваются невероятных успехов. Интересно, что они не только быстро совершенствуют свой английский, но и с успехом изучают другие языки – китайский, итальянский. Одна из наших русских учениц на следующий год выбрана старостой школы, что говорит как о ее способностях в языке, так и о лидерских качествах.

Возвращаясь к истории, скажу лишь, что это один из важнейших предметов классического образования, и оценки по нему очень много значат для поступления в Оксфорд и Кембридж.

То же самое и литература. Она связана со многими другими предметами. Благодаря ей вы знакомитесь с историей и культурой Великобритании и, как это, может быть, не покажется странным, с историей появления других предметов, например, естественных наук.

Мы стараемся привить нашим ученикам любовь к литературе, в том числе через театральные постановки. Например, мы обязательно возим старшеклассниц в Стретфорд-на-Эвоне в шекспировский театр.

 

 

- Каким образом школа помогает своим ученикам в выборе будущей профессии?

 

- В нашей школе на постоянной основе работает консультант по карьере. Кроме того, мы поддерживаем связь с нашими выпускницами, многие из которых достигли больших профессиональных успехов и готовы помочь тем, у кого еще все только впереди. Эта сеть профессиональных контактов, как известно, зачастую работает гораздо лучше всего прочего. Наши выпускницы проводят семинары и дни карьеры в школе. Помимо этого, как я упоминала выше, мы сотрудничаем с компаниями, местным бизнесом, больницами, организуя практику или ознакомительные туры для наших учениц.

Ну и конечно, мы устраиваем встречи с представителями университетов, возим наших учеников на университетские конференции, в том числе в Оксбридж, приглашаем к нам университетских преподавателей.

Любая школа публикует у себя на сайте список университетов и курсов, на которые поступили ее выпускники. И это как нельзя лучше говорит о том, как школа готовит своих учеников и как она им помогает в выборе будущей профессии. Мы гордимся тем, что большинство наших выпускниц поступает в желаемый университет, и это результат длинного пути, пройденного учеником вместе со школой.

Беседовала Елена Коптелова

Благодарим образовательную компанию "Альбион" за помощь в подготовке материала