Выбор зарубежной школы: первые шаги

Текст: Мария Степаненко

Самые главные вопросы, которые стоит задать себе, отправляя ребенка в школу

Чье это желание – ребенка или взрослого?

Начните с главного. Выбирая для ребенка зарубежную школу, родители должны быть четко уверены, что ребенок этого хочет, понимает, о чем идет речь и осознает всю серьезность ситуации. «Взрослые» аргументы вроде «Он потом поймет, что мы для него же стараемся» в данном случае не сработают, поскольку результат обучения (да и само поступление) зависит в первую очередь от мотивированности ученика. И без его собственных стараний одной платой за обучение не обойтись. Естественно, что поездка на долгосрочное обучение не должна быть первым образовательным путешествием вашего ребенка за рубеж. Начать стоит с краткосрочных или каникулярных программ, желательно в составе группы. А уж потом индивидуально. Для лучшей адаптации очень важно, чтобы у ученика был опыт общения со сверстниками и учителями на языке обучения.

Готов ли ребенок? Готовы ли родители?

Как правило, в первый, пожалуй, самый непростой как для родителей, так и для ребят год в зарубежной школе, взрослым порой приходится «жить на две страны», постоянно посещая свое чадо, – приезжать на родительские собрания, выступления детей и пр. И нужно понять, сможет ли кто-то из родителей посвящать поездкам львиную долю времени. Конечно, не все родители это делают. Но для большинства детей такой подход со стороны взрослых не просто приятен, а необходим. Очень важно понимать, действительно ли родители и ребенок психологически готовы к долгой разлуке. Не станет ли для мамы первый месяц без ребенка отправной точкой невроза? Не будет ли ребенок чувствовать себя брошенным, «сосланным»? Достаточно ли прочна связь «родитель-ребенок», не ослабнет ли она в разлуке и не скажется ли это на дальнейшем общении? Все эти вопросы требуют очень честных ответов, поскольку на карту ставится не столько образование ребенка, сколько комфортное психологическое взросление.

Достаточно ли ребенок самостоятелен? Легко ли идет на контакт?

Самостоятельность. От степени сформированности этого качества будет зависеть очень многое. Особенно в первые месяцы в чужой стране. Важно, чтобы ребенок обладал всеми необходимыми навыками самообслуживания, в противном случае это создаст дополнительные трудности при адаптации, а они, как нетрудно понять, совершенно ни к чему. Проще и легче адаптируются дети, которые быстро находят общий язык с одноклассниками. Хотя чаще в первые дни наши ребята ищут в школе соотечественников. Для душевного спокойствия. Ведь гораздо проще обратиться с просьбой на родном языке, чем на чужом. Однако ребенок должен понимать, что по приезде он может соотечественников сразу не найти, даже если их в школе пара десятков. Поэтому очень важно научить школьника идти на контакт самостоятельно, проявлять инициативу. И принимать решения, свои собственные, без оглядки на родителей. Пусть и не по самым серьезным вопросам.

Какие цели преследуют родители? Согласен ли с ними ребенок?

Единство целей – половина успеха поступления и обучения в школе за рубежом. Если цели и родителей, и ребенка совпадают и понятны, то положительный результат обучения более чем очевиден. Главное - не нарушить тонкую грань между «собственной целью» и «согласием с решением родителей». Ведь на пути к собственной цели все готовы свернуть горы, не правда ли? Чего не бывает, если цель поставлена вроде бы желанная, но не своя. Понятно, что при ответе на этот вопрос первостепенное значение приобретают именно цели, сформулированные самим ребенком. А задача родителей – максимально помочь достигнуть желаемых высот.

Как выбрать школу?

Пожалуй, самый непростой вопрос. Времена, когда взрослые, получившие возможность отправить ребенка в школу за рубежом, стремились только в школы первой десятки рейтинга, не обращая внимания на знания и желания самого ребенка, к счастью, уходят в прошлое. Сегодняшние родители более информированы и зачастую еще до обращения в образовательное агентство имеют четкое представление о том, где должен учиться ребенок. Оптимально, если родители вместе с ребенком посетят несколько школ, почувствуют атмосферу и, уже основываясь на личных впечатлениях и пользуясь советами профессионалов, начнут процесс оформления в понравившуюся школу.

Хорошо, если найдется время рассмотреть различные варианты, которые, может быть поначалу и в голову не приходили. Например, начать обучение в международной школе, где, как правило, процесс адаптации идет быстрее, соотечественников больше, существуют специальные программы для новичков. Или выбрать обучение в одной из школ раздельного обучения, традиции которого уходят в далекое прошлое. Кстати, дети совершенно спокойно соглашаются учиться в «однополых» школах.

Подготовлен ли ребенок к учебе в зарубежной школе?

Ребят, которые без труда справятся со всеми вступительными экзаменами, к сожалению единицы. И специальная подготовка желающим учиться за рубежом все-таки необходима. Если выбор пал на традиционную частную школу, то, помимо языка, сдавать еще придется экзамен по математике, естественно-научным дисциплинам (а в нашей-то программе они изучаются только в старших классах), может потребоваться знание второго языка (например, при обучении на английском нужно еще сдать французский или немецкий), иногда необходимо пройти тест IQ. Поэтому, если решение об отправке ребенка в зарубежную среднюю школу уже принято, нужно помнить,что потребуется время на подготовку. Образовательные агентства в последние годы организуют специальные программы для будущих учеников, стараясь как можно лучше подготовить ребят к дальнейшему обучению.

Чем увлекается? Чем хочет заниматься?

Чем точно могут похвастаться частные школы за рубежом – это разнообразием кружков и секций по интересам, занятия в которых порой ничем не уступают профессиональному обучению. И обидно будет не воспользоваться открывающимися возможностями. Ребенок артистичен и с удовольствием участвует в школьных спектаклях – ищите школу с театральной студией. Спортивен - значит необходима школа, предлагающая занятия разными видами спорта. Любит лошадей – найдутся и конюшни, и иппотерапия. И зацикливаться только на программе обучения не стоит. Ребенок будет спокойно себя чувствовать и с радостью учиться там, где интересно. Не забывайте об этом.

Мы надеемся, что наши вопросы и комментарии помогут принять более взвешенное и обдуманное решение о поездке в зарубежную школу. Мы же продолжим знакомить вас с системами образования, школами и программами в следующих номерах журнала. Не пропустите!

Благодарим компанию «Альбион» за помощь в подготовке материала.