Курсы для молодежи и студентов

Значительную часть слушателей зарубежных языковых курсов составляют молодые люди из разных стран. Они учат язык в разных целях: одним он нужен для общения, другим для работы, третьим для общего развития. Но большинство слушателей в возрасте от 18 до 25 лет, как показывают многолетние статистические данные, изучают иностранный, в первую очередь английский язык для того, чтобы учиться в вузах зарубежных стран (опять же, в первую очередь англоязычных). Учитывая большой спрос и необходимость для будущих студентов владения языком, достаточного для обучения, многие языковые школы предлагают особые программы.

Язык для академических целей (Language for Academic Purposes, LAP)

Такие программы преподаются как в университетах и колледжах, так и в языковых школах ряда стран. Они отличаются от прочих, неспециализированных курсов тем, что наряду с иностранным языком студентов учат навыкам и приемам, которыми необходимо владеть каждому студенту для успешного обучения в вузе.

Подобные программы преподаются во всех странах, экспортирующих образование, и спектр их достаточно широк. Так, в некоторых университетах Германии абитуриенты могут пройти курс «Немецкий язык для иностранцев», то есть интенсивные занятия немецким для тех, кто собирается учиться в данном или другом вузе. В канадских и американских вузах основной учебный курс предваряют летние программы «университетской готовности», или «университетской культуры» для иностранцев, В них изучение языка сочетается с элементами страноведения.

Естественно, больше всего таких курсов в странах, куда особенно рвутся абитуриенты из-за рубежа: в Великобритании, Ирландии, США, Австралии, а также Канаде.

Продолжительность обучения на LAP может быть разной - от 2-3 недель до года, но чаще всего они рассчитаны на длительный срок. Собственно, только при длительности от 12 недель они по настоящему эффективны. Хотя порой на долгосрочные курсы принимают лиц с любым исходным уровнем знания языка, даже с нулевым, желательно все-таки приехать туда уже умея по меньшей мере объясниться.

Основное отличие LAP от всех прочих языковых курсов в том, что здесь учат не только говорить, но и учиться на иностранном языке. Здесь вы поймете, что от вас потребуется, когда вы станете студентом, познакомитесь с новыми для вас формами учебной деятельности. Разумеется, язык дается в полном объеме, и по окончании LAP вы непременно сдадите нужный вам экзамен. Но главное в обучении - языковые навыки, которые особенно пригодятся в вузе. То есть, чтение и письмо (иногда эти предметы называют «академическое чтение» и «академическое письмо», чтобы было ясно, что это все неспроста). А все прочитанное на занятиях подвергается обсуждению: так студенты учатся критически оценивать учебный или научный текст.

Преподается также культура письменной речи, элементы практической стилистики, техника написания различных видов студенческих работ.

Большое внимание уделяется восприятию речи на слух: ведь носители языка говорят быстро и дикция у них не идеальная. На LAP это второй по важности навык, который осваивают слушатели. Попутно они знакомятся с «маленькими хитростями»: как слушать учебные лекции, правильно распределяя внимание, как записывать услышанное и следить за обсуждением во время семинара.

Обучение разговорной речи также подчинено требованиям, диктуемым вузовской аудиторией. Выступать на семинаре, к месту задавать вопросы и «впопад» отвечать на них, высказывать собственное мнение и уметь его обосновать - все эти умения можно получить на курсах LAP.

Естественно, в программе есть место фонетике и грамматике, пополнению словарного запаса и теоретическим аспектам языка. В расписании курсов отводится время на факультатив: студенты по выбору занимаются фонетикой, чтением, письмом - словом, тем предметом, который, как им кажется, требует дополнительной работы.

В некоторые программы LAP, особенно при университетах и колледжах, входит также имитация вузовских занятий: студенты слушают лекции преподавателей-предметников, конспектируют их, участвуют в семинарах. Кое-где преподают, кроме языка, и другие предметы, в основном дисциплины, пользующиеся у абитуриентов наибольшим спросом - а именно связанные с бизнесом, правом, медициной. Но все-таки большинство программ LAP чисто языковые, а навыки, которым там учат, универсальны, то есть применимы к освоению любого предмета. Нельзя сказать, что предметно-ориентированные курсы не пользуются спросом: в них заинтересованы те, кто хотел бы перед началом занятий в вузе ознакомиться с уровнем требований, которые предъявляются к студентам. Однако считается, что возможностей приобрести знание специальной лексики у абитуриентов достаточно и без LAP.

Следует помнить, что прохождение курса языка для академических целей, будь то в языковой школе или при вузе, не дает гарантии поступления в вуз. Его цель – лишь дать необходимые языковые навыки. Кстати, учиться на них могут не только абитуриенты, но и студенты. А для гарантированного поступления следует выбрать одну из подготовительных программ зарубежного вуза.

Академический год/семестр (AcademicYear/Term)

В отличие от LanguageforAcademicPurposes, эти программы не обязательно нацелены на подготовку к занятиям в зарубежном вузе. Поступления такой курс, как правило, не гарантирует, занятия по вузовским предметам не обязательно включаются в него, а собственно язык для академических целей является лишь одной из составляющих учебной программы, да и то не всегда. В принципе, эта программа будет полезна всем, кто готовится к длительной жизни или работе за границей, желает в совершенстве изучить язык, находясь в языковой среде, и на себе испытать особенности национального характера носителей этого языка.

Как правило, продолжительность программы - от 6 до 9 месяцев, а возраст, с которого на нее принимают, зависит от учебного заведения. Чаще всего нижняя возрастная граница - 16 лет, но некоторые школы берут учеников с 14, а в некоторые с 18 лет.

«Академический год» организационно представляет собой от 20 (стандартный курс) до 28 (интенсивный курс) часов иностранного языка в неделю. С языком могут сочетаться и предметы общеобразовательного цикла - по выбору и не всегда имеющие отношение к тому, чему учат в вузе.

Но предварительно студенты учатся говорить, читать, писать и слушать. Первый этап обучения целиком и полностью посвящен формированию языковых знаний. Основная задача - научить свободно общаться на бытовом уровне, обогатить словарный запас, улучшить знание грамматики, добиться серьезных положительных сдвигов в произношении и интонировании. В общем, максимально приблизить слушателя к уровню носителя языка. Учебная программа разрабатывается с таким расчетом, чтобы независимо от стартового уровня каждый смог не только овладеть языком, но и получить глубокие знания о культуре, обычаях, литературе страны.

Почти все программы «Академический год» предполагают подготовку к сдаче международных языковых экзаменов (TOEFL, IELTS, САЕ, FCE), являющихся обязательным условием для поступления в вуз.

Порой, правда, Academic Year выбирают люди, не собирающиеся никуда поступать. Эта категория студентов стремится просто выучить язык «для души», пожить в другой стране, освоиться в незнакомой среде. Такие «языковые путешествия» в чистом виде, весьма популярные у зарубежной молодежи, в последнее время начали осваиваться и россиянами. Можно выбрать даже комбинированные программы: один язык в двух странах (например, английский в Англии и США), два языка в двух странах, два языка в одной стране (скажем, немецкий и французский в Швейцарии). Преимущество такой программы - освоение языка с элементарного уровня до продвинутого благодаря полному погружению в языковую среду. К тому же в ряде стран студентам языковых школ разрешено работать до 20 часов в неделю, и при длительном пребывании в стране таким образом можно хотя бы частично окупить поездку. В любом случае, программа «Академический год» обойдется вам дешевле, чем любая другая программа такой же продолжительности и насыщенности.

Занятия ведутся по методикам, принятым в данной стране и школе. В любом случае это будет беспереводный метод, как правило, коммуникативный, задействующий разные виды разговорной практики, ролевые игры, работу в небольших группах. Плюс к этому - множество письменных упражнений, укрепляющих грамматические навыки и расширяющих словарный запас, непременные занятия в лингафонном кабинете, а также лекции страноведческого характера. Многие школы имеют мультимедийные центры самостоятельных занятий.

Уже по достижении необходимого уровня знаний (не ниже Upper Intermediate) начинается второй этап, на котором полученные языковые знания используются для изучения академических дисциплин. Выбрать можно предметы, необходимые для дальнейшей учебы или работы, а также просто те, которые вам интересны. Это может быть литература, история, политология, бизнес, журналистика… Некоторые школы дают слушателям программы «Академический год» пройти стажировку в какой-либо фирме. Для этого необходимо довести свое знание языка до Upper Intermediate и вдобавок пройти краткий подготовительный курс, формирующий навыки работы в офисе. Такой курс входит в программу как один из ее модулей. А тем, кто хотел бы продолжить образование в данной стране, предлагаются услуги по организации подачи заявлений в высшие учебные заведения.

«Академический год» давно стал такой же неотъемлемой составляющей в наборе программ языковых школ разных стран, как, скажем, бизнес-английский или разговорный курс. Поскольку никаких общих правил по поводу ее содержания, не существует, каждая школа организует ее по своему усмотрению. Вплоть до того, что за этим названием может крыться просто долгосрочная программа «общего» английского или французского, причем, как правило, более дешевая в пересчете на недели, чем короткий курс.

Учеба + работа (Work&Study)

Как показывает статистика, одна из самых популярных в мире языковых программ среди молодежи на сегодняшний день – «Учеба плюс работа».

Программы подобного типа состоят в следующем: общий или специализированный курс английского языка сочетается с практикой в зарубежной компании. Найти такие программы можно практически во всех странах с развитой экономикой, причем не только англоязычных - просто английский пользуется наибольшим спросом. Точнее, в тех странах, где студентам, в том числе слушателям языковых школ, разрешается легально работать.

Практика на рабочем месте является частью учебного процесса. О подборе места стажировки для студента заботится школа.

Работа, за редкими исключениями, не оплачивается. Напротив, слушатель должен заплатить школе не только за обучение и проживание, но также и за подбор рабочего места, за организацию стажировки. Различные компании и предприятия охотно заключают договора с языковыми школами о стажировке иностранцев. Единственное, чего требует законодательство практически во всех странах, - это чтобы стажеры не составляли конкуренции местным сотрудникам.

Программы «Учеба+работа», как правило, долгосрочные, иначе они не будут эффективными. Чаще всего аудиторная часть программы, то есть занятия собственно языком, должна длиться не менее четырех недель, а стажировка – не менее двух. Так устроено большинство ирландских программ. В Британии есть варианты, когда обучение длится меньше, чем стажировка. Хотя каждая школа строит этот курс на свое усмотрение – никаких установленных стандартов не существует. Так что и продолжительность каждой из частей программы, и интенсивность занятий определяются школой.

Некоторые страны всерьез заинтересованы в притоке стажеров из-за рубежа. Например, Ирландия или Австралия, с их бурно развивающейся экономикой и открытой иммиграционной политикой. Также охотно принимает желающих пройти такой курс Новая Зеландия. В последние годы слушателей-стажеров стала достаточно охотно принимать и Британия: программы Work and Study сегодня можно пройти едва ли не любой языковой школе этой страны.

В США разработаны всевозможные программы, включающие в себя стажировки: это может быть практика в компаниях, летняя практика, например, в детских лагерях или сфере обслуживания, и даже стажировка, не включающая в себя языкового курса. Последнее, ясное дело, возможно лишь в том случае, если вы достаточно свободно владеете английским. Есть и специализированные программы для студентов, организуемые американскими университетами. В числе популярных американских программ для молодежи и Work&Travel. Ее особенно любят, потому что помимо занятий и практики она включает в себя путешествие по стране. Правда, практика предусматривается не по специальности – студентам приходится заниматься неквалифицированным трудом - зато она оплачивается, так что часть стоимости программы окупается. А после окончания стажировки можно в течение месяца ездить по Америке.

Основные требования к поступающим на всевозможные программы «Учеба + работа» – возраст от 18 лет и владение английским на уровне не ниже Intermediate. Правда, на некоторые курсы берут и начинающих, но такую школу следует поискать. Или, напротив, не следует: базовые знания английского все-таки лучше приобрести до поездки, дома.

AuPair

Говоря о программах, объединяющих в себе учебу и работу, нельзя не упомянуть AuPair. За этим красивым французским называнием скрывается не что иное, как няня, так что вариант этот больше всего подходит девушкам. «Напарница» живет в семье, главная ее обязанность - ухаживать за малышами и оказывать посильную помощь по хозяйству. В мире немало работающих мамаш, которым не на кого оставить детишек, и многих устраивает водворение в доме молодой иностранки, приглядывающей за отпрысками и ничего не требующей взамен, кроме крыши над головой, питания и изучения языка.

Именно языковым аспектом этой распространенной во всем мире программы объясняется то, что организацией таких поездок занимаются не только бюро по трудоустройству, но и языковые школы, и образовательные агентства. Если программа проходит на базе языковой школы, то «напарница» не только работает, но и учится. Школа, как правило, организовывает для участниц специальные занятия, которые та обязана посещать. Время проведения занятий устанавливается по договоренности с принимающей семьей. Некоторые школы даже организовывают для «нянюшек» подготовку к экзаменам. Частью программы являются и социально-культурные мероприятия, в ходе которых девушка знакомится со страной и ее культурой.

Такие программы могут длиться от трех месяцев до года. Стоят они недешево, но следует отметить, что «няня» получает от принимающей семьи деньги на карманные расходы. Деньги небольшие, но учитывая, что участница программы живет на всем готовом, часть расходов все же покрыть можно.

Конечно, опыт, приобретенный в такой поездке, не очень-то способствует карьерному росту, если, конечно, участница не собирается посвятить себя работе в детском саду. Зато для семейной жизни этот опыт неоценим.