В британский университет без A-level?

Выпускной экзамен британских школ A-level, по результатам которого происходит набор в университеты, в последние годы неоднократно подвергался критике в прессе и образовательном сообществе. А теперь, похоже, некоторые вузы решили перейти от слов к делу. «Бунт на корабле» начал очень маленький (60 студентов), очень элитарный (метящий в соперники Оксбриджа) и очень дорогой (18 тыс. фунтов в год) лондонский гуманитарный колледж New College of the Humanities.

 

Его глава, профессор А.Грейлинг, заявил, что колледж намерен игнорировать результаты A-level при наборе студентов. Критерием для приглашения ученика на собеседование будут служить оценки, полученные на других экзаменах – GCSE, сдаваемого по окончании средней школы, и промежуточном AS-level, а также школьные характеристики. «Главный» выпускной экзамен, по мнению А.Грейлинга, не заслуживает доверия, так как не помогает выявить самых способных абитуриентов в гуманитарных предметах, таких как английский или история. «Если человек нам понравится, мы его примем», - заявил он в интервью «Санди телеграф».

Решение NCH – не единичный случай. Некоторые другие британские университеты – Бирмингемский, Ноттингемский, Лестерский, Лондонский – также принимают определенное количество студентов, не учитывая результатов A-level.

Порой в этом видят результат конкуренции между вузами, стремящимися как можно раньше «заполучить» самых способных студентов. К тому же такая стратегия якобы позволяет уменьшить учебную и психологическую нагрузку на учеников в последний год обучения. Профессор Грейлинг же напирает на несовершенство выпускного экзамена как такового: «A-level стал стандартизированным, директивным и проверяет лишь умение ставить галочки в клеточках. Есть очень хорошие ученики, которые не получают отличных оценок лишь потому, что для этого слишком творчески мыслят».

Таким образом, для поступления в колледж будет достаточно формального соответствия минимальным требованиям Лондонского университета, который аккредитует степени NCH; на языке A-level это означает, что нужно попросту получить удовлетворительный балл по трем основным дисциплинам.

Хотя британское правительство собирается предпринять некоторые шаги по реформированию A-level и даже попросило ведущие университеты помочь составить экзаменационные программы так, чтобы они максимально соответствовали требованиям высшего образования, профессор Грейлинг относится в этим начинаниям скептически, заявляя: «В гуманитарных науках собственное мнение, интерпретация и творческое мышление очень трудно оценить в процентах. Если по математике можно получить 100%, так как в ней существуют верные и неверные ответы, очень мало верных или неверных ответов можно дать в обсуждении причин Первой мировой войны или метафизических категорий Иммануила Канта».

Тем временем министерство образования опубликовало очередную премьер-лигу британский школ (League Table 2014), основанную на результатах выпускных экзаменов A-level за прошлый год. Пока ученые спорят, лучшие школы и их выпускники определяются так же, как прежде. Посмотреть, кто в этом году возглавляет таблицу, можно в нашем разделе«Рейтинги».